Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Что же дают занятия по дополнительному образованию?

Дата: 21 февраля 2021 в 18:35

Что  же дают занятия по дополнительному образованию?

В современных условиях воспитание младших школьников направлено на решение проблемы подготовки учащихся, способных самореализоваться, в этом может помочь дополнительное образование. Дополнительное  образование – это создание условий для развития  личности  с учётом  её индивидуальных  особенностей,  потребностей, ценностных  ориентаций  и  мотивов,   а не механическая  достройка  базового образования, призванного  усилить  его компенсаторные и адаптационные функции.Дополнительное образование – образование через успех.  Программы дополнительного образования  содействуют  самореализации ребёнка  и  создают  «ситуации успеха».

И так что нам может дать дополнительное образование?

1. Развитие творческих способностей.

Сами педагоги признают, что обучение в начальной школе построено по принципу повторяй за мной и делай как я. Когда же ребенок подрастает, и от него требуется самостоятельность, творческий подход к решению задач, то он (за редким исключением) не может их проявить. С эти согласны и психологи. Сравнивая аудиторию начального, среднего и старшего школьного возраста, они говорят о том, что способности к творчеству выше у малышей.

Почему это происходит?

Сама способность мыслить творчески, нестандартно формируется как одна из базовых стратегий мышления именно в раннем возрасте. А дальше дело обстоит как с любой другой способностью: либо она есть, либо ее нет.

Для формирования и дальнейшего развития способности к творчеству для ребенка необходимо соответствующее поле деятельности. Что же чаще всего слышит малыш в ответ на первые попытки своего творчества? Один запрет, второй, третий и, в конце концов, как любая невостребованная способность, способность к творчеству начинает просто атрофироваться. Именно поэтому способность к творчеству у малышей встречается гораздо чаще, чем у старшеклассников.

Стремление к творчеству – естественное  состояние младшего школьника. Хотите порядка в доме – относительного, конечно – предоставьте ребенку поле деятельности для творчества. Либо его способности к творчеству начнут угасать, не успев толком развиться.

Вот одним из таких возможных полей деятельности для развития творческих способностей ребенка и является занятие в объединениях по интересам. Оно привлекательно для самого малыша, и безопасное для окружающих. Ведь это возможность украсить вышивкой или аппликацией свою или кукольную одежду, сделать эксклюзивный чехол для мобильного телефона,  выполнение мозаичных картин или объемных панно, декорирование авторских открыток,  это необычный подарок. Это превращение прозаичных стакана или бутылки в роскошную вазу для живых или бисерных же цветов, это превращение обычной досочки в произведение искусства.

И я еще раз хочу подчеркнуть – занятия в кружках привлекают детей именно возможностью проявления самостоятельности, творчества.

2. Тестирование способностей к творческому самостоятельному мышлению.

Наблюдая за работой ребенка, можно определить наличие способности к нестандартному творческому мышлению – в зависимости от того, как, и каким образом, он решает поставленную задачу - творчески, самостоятельно, или только в рамках выученных рецептов, схем (или подглядывая за работой товарищей).

3. Развитие мелкой моторики пальцев (особо важно для начальной школы).

О необходимости и пользе ее развития хорошо знают как педагоги, так и родители, но вот предложить ребенку привлекательные (привлекательные для него самого) упражнения, ни те, ни другие не могут. Стандартный набор упражнений вызывает интерес только у самых маленьких.

Ни педагогам, ни родителям почему–то не приходит в голову спросить у самого ребенка – нравится ли ему предложенные занятия. Очень часто ребенок выполняет задание или потому, что не хочет огорчать маму, либо – потому, что не в силах противостоять решению и указаниям взрослых.

И особенно это важно, если вы имеете дело с маленькими индижатами. Позиция “ты должен делать это, потому, что я тебе сказал ” – с ними не годится. Занятия, не имеющие с его точки зрения смысла, индижонок отвергает. И если и занимается – то “из-под палки”, тихо ненавидя и само занятие, и того, кто его проводит, и того, кто его заставляет заниматься.

С развитием мелкой моторики пальцев происходит развитие соответствующих зон мозга (и всего, что с этим связано) Что немаловажно для малышей - в первую очередь развиваются центры, отвечающие за мышление и речь.

Занимающиеся в объединениях по интересам  юные мастера способны вполне грамотно объяснить пропустившему занятие товарищу новый материал и поруководить выполнением им изделия. Семилетняя мастерица объясняет взрослому “новичку” выполнение очень простого (по ее мнению) изделия и искренне недоумевает – почему тот называет работу сложной.

Улучшается координация движений. Что также важно для малышей – быстро исчезает проблема “плохого” почерка.

4. Развитие качеств личности крайне необходимых ребенку в школе (а затем человеку в жизни).

Развиваются в первую очередь все качества, необходимые для выполнения красивого изделия. Развиваются просто потому, что ребенок хочет и стремится выполнить это изделие. В первую очередь это усидчивость, внимание, терпение, аккуратность, умение сконцентрироваться. Согласитесь, что без этих качеств аккуратное, красивое изделие выполнить просто невозможно. Но именно эти качества крайне необходимы маленькому школьнику.

При этом, если далеко не сразу, и не всегда удается объяснить малышу, почему школьные задания надо выполнять аккуратно, проявляя те же терпение, усидчивость, внимание и.т.д., то при выполнении работ из бисера, ткани, бумаги, даже просто рисуя  или расписывая доски, эти качества начинают развиваться автоматически. Достаточно стремления ребенка выполнить красивое изделие. А это хотят все юные мастера – некрасивое, неаккуратное изделие просто не нравится самому его автору.

И  быстро ребенок начинает понимать – сложная и качественная работа “наскоком” не выполняется. Для того, чтобы ее выполнить – надо освоить какие-то простые приемы, элементы, на первый взгляд даже не связанные с изделием, которое хочет выполнить маленький мастер. Параллели с занятиями в студии – и школьными уроками ребята быстро проводят сами.

Быстро развивается пространственное и логическое мышление, ведь  ребенок – кинестетик. Яркое “наглядное пособие”, которое можно покрутить в руках, рассматривая со всех сторон, понюхать, при желании – даже укусить (бывает и такое!) работает гораздо эффективнее, чем словесное объяснение, картинка или схема.

Что развивается у детей еще?

Развивается умение воплощать свои мечты в жизнь. Развивается умения ставить цели и достигать их. То, что для достижения результата мало просто хотеть – но и что-то необходимо делать, маленький мастер начинает понимать очень быстро. Поставив конкретную цель - выполнение выбранного изделия - ребенок должен разработать и выполнить серию определенных шагов для ее достижения. Иначе желание останется просто желанием.

При этом юный мастер проходит всю цепочку – от желания “сделать нечто” до получения результата, когда выполненное им изделие лежит перед ним. И отслеживает результат каждого своего (аккуратного или небрежного) действия.

Все выше перечисленное особенно важно, если вы имеете дело с маленьким индиго. У индижонка голова очень часто “обгоняет руки” и он способен думать не просто быстро, а одновременно о нескольких вещах. Поэтому развитие усидчивости, терпения, способности концентрироваться на конкретном выполняемом задании для него крайне актуальны.

5. Развитие умения применять свои творческие способности на практике, в реальной жизни (умение, которого часто не хватает нашей молодежи и не только молодежи)

На занятиях в объединениях по интересам ребенок не просто выполняет какие-то изделия, но в первую очередь решает конкретные бытовые задачи: придумывает и выполняет отделку к одежде, украшения, готовит подарки для родителей и друзей. Перечень таких бытовых изделий весьма обширный: брелок для ключей или подвеска-талисман в машину для папы, картина для учителя, прихватка для бабушки или разделочная доска для мамы. С одной стороны ребенок выполняет подарок своими руками (а не просит денег у родителей). С другой стороны у него развивается умение творчески подходить к решению конкретных реальных задач (а не твоить вообще), умение использовать свои знания на практике. Здесь большую роль играет участие ребенка в выставках-конкурсах и выставках-ярмарках.

Конкурсное изделие делается также не вообще, а в рамках определенной номинации. Участник оказывается перед необходимостью творчески решать конкретную поставленную перед ним задачу, а дополнительные ограничения, которые вводятся в номинации ставят его перед необходимостью творческого, нестандартного подхода, поиска альтернативных путей решения конкретной задачи. Интересно поставленная конкурсная задача в сочетании с желанием победить приводят к развитию способности находить решение на стыке; разных направлений декоративного творчества и использовании различных, на первый взгляд несовместимых” материалов.

Вернусь к сказанному развитые в детстве качества, способности сопровождают нас в дальнейшем по жизни. Способность творчески решать возникающие задачи, способность находить решение на стыке разных областей деятельности, самостоятельность, аккуратность, усидчивость, умение сконцентрироваться над задачей (и.т.д. и.т.д. по списку) - ведь все эти качества необходимы для достижения успеха в любой сфере деятельности.

6.Осваивание на практике азов бизнеса.

В этом отношении особенно интересны выставки-ярмарки.

Участие в них помогает развить у ребенка на практике (!!!) понимание необходимости конкурентоспособности своей работы.

Участник-ребенок может непосредственно отследить, какими качествами обладают изделия, привлекательные для покупателей (либо занимающие призовые места на конкурсе), может сравнить с ними выполненные им изделия, оценить их достоинства и недостатки.

Также на практике, (на примере своих работ) ребенок осваивает понятия себестоимости, цены, рентабельности, маркетинга и.т.д. Для того, чтобы выставить цену на свои изделия на выставке ярмарке участнику необходимо просчитать себестоимость затраченных материалов, учесть дополнительные финансовые расходы стоимости той же электроэнергии и затрат на поиски материала. Посчитать затраченное на выполнение изделия время и определить его стоимость. При этом, если выставленная цена изделия будет слишком маленькой – она не покроет затрат. Слишком высокой – изделие не купят. Поэтому необходимо просмотреть цены на аналогичные изделия на выставках, обычных и интернет-магазинах.

Да, безусловно с азами бизнеса школьники нынче могут ознакомиться в рамках факультативов школьных программ. Но - усвоенное на практике - усваивается гораздо лучше, чем просто услышанные на уроке слова.

7. Простота и доступность.

Занятия в объединениях по интересам не требуют от человека, ведущего занятия (педагога, родителей) каких-либо серьезных теоретических знаний. Необходимый минимум (кроме материалов) – желание + наличие базовых методичек с хорошо разработанными схемами изделий.

8. Создание общих занятий для разных поколений семьи.

Скажите откровенно – много ли занятий может предложить детский сад, школа, которые были бы одинаково интересны как ребенку, так и маме (бабушке, тете)?

Занятия в различных объединениях по интересам увлекает не только  маленьких мастеров, но и их родителей, бабушек, которые так же могут приходить вместе с ребятами на кружки и осваивать азы мастерства. Детям при этом заниматься легче, они видят заинтересованность со стороны взрослых. При этом большую роль играет и взаимопомощь, которую могут оказать друг другу взрослые и дети.

9. И, наконец, занятия в объединениях по интересам позволяют просто создавать красивые вещиукрашения, картины, детали и предметы декора интерьера, и многое, многое другое.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.