Методические рекомендации
по оформлению пионерской комнаты
Наличие пионерской комнаты – одно из условий успешной деятельности пионерской дружины. Так как именно пионерская комната является штабом деятельности детских коллективов. Здесь ребята получают необходимую информацию, имеют возможность внести свои предложения по организации деятельности пионерской дружины или проведению конкретного коллективного творческого дела.
Пионерская комната - то помещение, которое постоянно должно быть доступно для детей, и именно дети должны чувствовать себя в ней хозяевами. Соответственно, пионерская комната является одновременно рабочим кабинетом педагога-организатора – старшего пионерского вожатого.
Педагог-организатор организует работу пионерского актива, органов детского самоуправления, клубно-профильных пионерских коллективов в пионерской комнате. С этой целью с учётом перспективного планирования может быть составлен график их работы в пионерской комнате. Может быть организовано дежурство старших пионеров. В этом случае совет дружины утверждает права и обязанности дежурного, ежемесячно составляет график дежурства.
Назначение пионерской комнаты – стать информационно-пропагандистским и организационно-координационным центром пионерской дружины. В соответствии с этими задачами должно быть продумано и осуществлено её оборудование и оформление.
Особое внимание при оборудовании и оформлении пионерской комнаты необходимо уделять соблюдению всех требований по технике безопасности, соблюдению санитарно-гигиенических норм в соответствии с имеющимися в учреждениях образования инструкциями.
Мебель должна быть удобной и исправной, всё оборудование – функционально оправданным. Из технических средств в пионерской комнате могут быть телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, диктофон, фотоаппарат и т.д. Может храниться игровой инвентарь и реквизит.
Центральное место в пионерской комнате занимает «Торжественная стена». На «Торжественной стене» должны быть размещены: Государственная символика, Девиз пионеров, Торжественное обещание, традиции (законы) пионеров. Могут быть расположены также выдержки из Устава ОО «БРПО» и «Положения о символике ОО «БРПО»». Оформление должно быть грамотным, строгим, красивым.
У «Торжественной стены» располагается ритуальная горка: Знамя пионерской дружины, отрядные флажки (можно иметь отрядную символику или ленту с названием отряда), горны, барабаны.
В пионерской комнате также могут быть представлены пионерский галстук и значок.
Если пионерской дружине присвоено имя героя, необходимо оформить «Уголок героя», где находятся:
- материалы о герое, чьё имя носит дружина;
- портрет героя;
- выписка из решения районного совета пионерской организации о присвоении имени героя данной дружине;
- документальные материалы о герое, записи и воспоминания родственников, однополчан;
- литература о герое;
- материалы из опыта работы дружины (день рождения героя, день Памяти героя...)
Естественно, в пионерской комнате должна быть представлена наглядная информация о деятельности пионерской дружины:
- название пионерской дружины;
- структура;
- направление деятельности;
- органы самоуправления;
- состав совета дружины;
- клубно-профильные пионерские объединения.
Также в пионерской комнате оформляется уголок часто сменяемой рабочей информации: сообщения (рубрики «Скоро в отряде», «Дела в отрядах»), объявления, поздравления и т.д.
При оформлении нельзя допускать перенасыщения. Общий объём экспозиционной площади не должен превышать одной пятой части поверхности помещения.
Пионерская комната должна стать информационным центром и для педагогов, работающих с пионерскими коллективами. С этой целью, прежде всего, необходимо организовать работу консультативного пункта:
- продумать и предложить тематику консультаций;
- чётко определить дни и время тематического консультирования;
- сформировать фонд методических разработок и литературы (наличие которых обязательно).
Методический фонд может быть систематизирован следующим образом:
- идеологическая и идейно-воспитательная работа в пионерском коллективе;
- социально-педагогическая диагностика;
- методика подготовки и проведения коллективных творческих дел (КТД);
- обучение пионерского актива;
- организация работы с «Наследниками»;
- подготовка к вступлению в ОО «БРПО»;
- коллективное планирование работы;
- пионерские сборы;
- пионерские символы и ритуалы;
- пионерские традиции;
- самоуправление в пионерских коллективах;
- программирование и проектирование деятельности пионерских коллективов;
- пионерская игротека;
- пионерская фонотека.
В пионерской комнате должны быть представлены нормативно-правовые документы Министерства образования РБ, вышестоящих структур ОО «БРПО» и документация пионерской дружины:
- Устав общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация»;
- Список членов дружины по отрядам;
- Все заявления детей о вступлении в ОО «БРПО» (заявления должны быть с письменным подтверждением согласия одного из родителей или законных представителей ребёнка);
- Список состава совета дружины, других органов пионерского самоуправления;
- Статотчёт (регистрационный лист);
- Программы деятельности ОО «БРПО»;
- Планы работы (перспективный, календарный, план работы руководителя дружины);
- Положения о проводимых Р(Г)СПО, ОС ОО «БРПО», ЦС ОО «БРПО» акциях, проектах, конкурсах;
- Планы обучения различных категорий пионерского актива;
- Дневник (летопись) дружины;
- Материалы из опыта работы пионерской дружины (сценарии, положения о проведении дружинных конкурсов и т.д.);
- Ведомости на уплату членских взносов;
- Газетные публикации, статьи, фото и видеоматериалы (если есть возможность) о деятельности ОО «БРПО» о проведении в дружине КТД, акций и операций и т.д.
Информационно-методическим фондом могут пользоваться и взрослые и дети.
Особое внимание должно уделяться материалам по подготовке, вступлению и приёму в пионерскую организацию, разработкам в помощь вожатым групп младших школьников, руководителям пионерских программ и проектов.
В пионерской комнате хранятся подшивки подписных изданий («Зорька», «Ранiца» и т.д.)
При отсутствии в школе своего музея желательно иметь материалы о прошлом и настоящем родной школы, посёлка, города, о судьбах земляков. Может быть оформлен календарь знаменательных дат. Обязательно наличие карты-схемы «Зона пионерского действия».
Оформление пионерской комнаты должно быть выполнено в едином стиле. Помещение должно быть уютным и привлекательным для детей и подростков.
При творческом использовании предлагаемых методических рекомендаций пионерская комната может стать настоящим центром детской инициативы и самодеятельности, штабом по подготовке и проведению пионерских коллективных творческих дел.
ЛИТЕРАТУРА:
- Устав Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация». – Мн., 1999.
- Положение о символике ОО «БРПО». – Мн., 2000.
- Зарахович И. С., Трухачёва Т. В. Торжественно обещаю. – М., 1990.
- Кабуш В.Т. Пионерская организация сегодня и завтра. – Мн., 1989.
- Книга вожатого. – М., Мол. Гвардия, 1984.
- Оформление пионерской комнаты. Сост. Лобода Н. И., Солодов Н. М., Шевченко Н. И. – М., Мол. Гвардия, 1982.
- Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе. Учебное пособие. Под ред. В.В. Лебединского. – М., Просвещение, 1982.